FAIL (the browser should render some flash content, not this).
Статьи
Знаете ли Вы?

О выдаче доверенности на своё имя генеральным директором (директором) предприятия.

В процессе хозяйственной деятельности предприятия иногда встаёт вопрос о необходимости оформления доверенности на его руководителя.

В основном это происходит, когда директор организации сам получает товар (товарно-материальные ценности). Такое часто случается в рахитичном российском рынке, доминирующее положение на котором занимают субъекты предпринимательства, обладающие минимальным уставным капиталом и собственными средствами, не позволяющими содержать штат работников.

Указанный вопрос поднимался в исследованиях юристов (В. Удалкин, 1988 г. ИПБ КонсультантПлюс). Ниже – позиция согласно статьи В. Удалкина.

Статьёй 185 ГК РФ определено, что доверенность выдается одним лицом другому для представительства перед третьими лицами. Несмотря на то, что частью пятой данной статьи Кодекса порядок оформления доверенностей от имени юридического лица определён, в отношении руководителя организации указанная правовая норма данные отношения не регулирует. В случае оформления доверенности руководителем юридического лица на своё имя, подразумевается, что речь может идти о двух разных лицах, поскольку при выдаче доверенности директор не действует от своего имени, а от имени юридического лица, то есть доверенность выдает юридическое лицо. Таким образом, условие о выдаче доверенности одним лицом другому лицу в рассматриваемой ситуации не нарушается.

Выдача юридическим лицом доверенности своему директору в некотором смысле противоречит положениям закона о полномочиях единоличного исполнительного органа юридического лица (в случае, когда под директором подразумевается физическое лицо, выступающее в качестве единоличного исполнительного органа).

Так, в соответствии с нормами ряда законов, регулирующих правовое положение юридических лиц той или иной организационно-правовой формы, руководитель действует от имени юридического лица без доверенности (п. 3 ст. 40 Федерального закона от 08.02.98 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью", п. 2 ст. 69 Федерального закона от 26.12.95 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах", п. 1 ст. 21 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях").

В случае же получения товарно-материальных ценностей руководителем предприятия оформление доверенности необходимо по следующим основаниям.

Передача товарно-материальных ценностей представляет собой хозяйственную операцию, которая согласно п. 1 ст. 9 Федерального закона от 21.11.96 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" должна быть оформлена первичными учетными документами (оправдательными документами), составленными в соответствии с унифицированными формами.

Поскольку для доверенности на получение товарно-материальных ценностей предусмотрена унифицированная форма (утверждена Постановлением Госкомстата России от 30.10.97 N 71а), то среди работников бухгалтерии и склада распространено мнение о том, что на получение товарно-материальных ценностей обязательно должна выписываться доверенность, даже если непосредственным получателем является директор организации. Тем более что унифицированная форма товарной накладной (утверждена Постановлением Госкомстата России от 25.12.98 N 132), которой оформляется передача товарно-материальных ценностей, содержит графу, требующую указания реквизитов доверенности получателя.

Разумеется, с точки зрения ГК РФ и специальных законов, регулирующих правовое положение юридических лиц, доверенность на получение товарно-материальных ценностей ничем не отличается от любой другой доверенности, поэтому такая доверенность, оформленная на директора организации, также будет лишена юридического смысла.

Руководствуясь при рассмотрении указанной ситуации положениями ст. 9 Закона "О бухгалтерском учете" и правилом о том, что директор действует от имени юридического лица без доверенности, можно сделать однозначный вывод, что для надлежащего документального оформления передачи директору юридического лица товарно-материальных ценностей доверенность не требуется. Данная позиция находит свою поддержку и в судебной практике.

Приведем вывод суда по одному из споров с участием налоговых органов, поскольку прежде всего налоговые органы могут выдвинуть претензии, связанные с надлежащим документальным оформлением передачи организации в лице ее директора товарно-материальных ценностей.

В Постановлении от 24.01.2007 N А12-10682/06-С61 ФАС ПО указал на отсутствие правового значения выявленных налоговым органом хронологических ошибок в доверенностях на получение товара директором, поскольку для его получения директор, действующий в силу закона в интересах общества без доверенности, не был обязан выдавать ее самому себе.

Отметим, что при получении товарно-материальных ценностей директором, действующим без доверенности, упомянутая нами выше графа накладной, в которой должны быть указаны реквизиты доверенности, останется соответственно незаполненной.

Имеющаяся судебная практика исходит из того, что заполнение данной графы не имеет особого значения для установления факта передачи и оприходования товара (см., например, Постановление ФАС СЗО от 01.03.2006 N А13-5001/2005-05). Главное, чтобы организация, осуществившая передачу товарно-материальных ценностей, имела соответствующую доверенность или, как в рассматриваемой нами ситуации, иные документы, подтверждающие полномочия на получение товарно-материальных ценностей.

Документами, подтверждающими полномочия директора, являются выписка из ЕГРЮЛ, содержащая сведения о ЕИО (директоре), действующем от имени юридического лица без доверенности, или копия решения об избрании (назначении) директора, а также копия устава юридического лица.

Позиция автора:

Несмотря на правильное и достаточно полное правовое обоснование В. Удалкиным затронутой темы и наличия сложившейся судебной практики, всё равно задаёшься вопросом, а зачем для получения товарно-материальных ценностей, директору на складе необходимо предоставлять все вышеперечисленные документы? Достаточно оформить, в соответствии с требованиями о бухгалтерском учёте всего лишь один документ -доверенность и, в дальнейшем, не задумываться о подобных мелочах.

С уважением В. Колесников